«Русская культура – «запечатленная» печатью тысячелетий: крещением в Православии
«Русская цивилизация – «
запечатленная» печатью тысячелетий: крещением в Православии. Данным и утвердилась духовная сущность российского народа, его ситуации и просвещения, –
соглосовал И.С. Шмелёв. – <…> Наша литература – также «запечатленная»: она
только лишь
глубока, «
жестка», как,
быть имеет возможность, ни
одна из литератур во всем мире, и целомудренна. Она словно спаивает-вяжет Территорию с Небом. В ней
почти вечно – «вопросы»,
стремленья «открыть тайну», попытки
отыскать разгадку крупных загадок, поставленных
роду людском
Неведомым: о Боге, о Бытии, о толке жизни, о истине и кривде, о Зле-Грехе, про то, что станет там… и кушать ли это там?. <…> Российская
литература – не любование «красотой», не развлекание, не
услужение забаве, а непосредственно служение, словно религиозное служение» [6, с.
544, 545, 548].
Таково суждение Шмелева, и не лишь его, о российской
литературе как говорится. Но какую же роль играет Библия,
православие в литературе и как говорится в культуре 18
века?
Чтобы дать ответ на этот проблема нам необходимо разглядеть в целом эру, вычислить умонастроения,
припомнить исторические и культурные процессы, происходившие в ней.
В историю всемирный культуры XVIII
век зашел как
эпоха наибольших идейных и социально-
исторических сдвигов, острейшей борьбы с
феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и заявление духа свободолюбия сыскали яркое
отблеск в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности основных философов, научных работников,
писателей данного времени – Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга,
Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
XVIII век
был веком переломным. Произошло изменение взаимоотношения к человеческой персоны. На этапе 17–18 вв.
состоялась смена
культурных ориентиров и источников влияния. Так,
основным культурным ориентиром делается
западная Европа.
Процесс европеизации стартовал с середины XVII в., причем
основным событием были культурные реформы. В XVII в. же в
Москву подъехали киевские старцы – первые российские западники, совершившие реформу
книг, спасибо
ним в
России обнаруживалось стихотворство и драматургия.