47]
47]. Западов отразил совокупную для
советского литературоведения направленность
подменять понятия сугубо духовные естественнонаучной терминологией: «
Пора, место и перемещение персонифицируются и рассматриваются
как атрибуты бога, являющегося в
этом случае синонимом природы» [1, с.
256].
Аналогичный
подход появляеться и у И.З. Сермана. В собственных работах «
Державин», «Литературная позиция Державина», «Российский классицизм» он
подробно исследует взаимосвязь творчества Державина с произведениями
Ломоносова,
Сумарокова,
Тредиаковского, анализирует обыкновению Державина, продолженные в
российской поэзии XIX в. Но при данном внимание уделяется гражданским
темам в лирике поэта, но пласт лирики духовной при данном остается совсем незатронутым.
Тем наиболее, создавалось эмоция, что
российская литература XVIII века – какая-то отдельная
литература, вне духовных обыкновений древней
российской литературы и дальнейшей литературы XIX в. Однако в настоящее время, когда абсолютным ходом идет процесс
переоценки литературных
явлений, невозможно не отметить, собственно
литература XVIII века – это звено в
общей цепи великой российской литературы, духовно-
религиозной по
превосходству.
Грандиозное внимание задаче «
христианство и литература» стало уделяться в первых числах 90-х гг. Значительный взнос в определение ценности религиозно-нравственного мировоззрения в поэтическом
творчестве российских стихотворцев, его
значимости для светской литературы находится в работах М.М. Дунаева, Л.Ф. Луцевича, В.А.
Котельникова, П.Ё. Бухаркина. «В настоящее пора, – замечает М.М. Дунаев, –
осмысление российской культуры вне ее взаимоотношения к христианству, библейским истокам считается
неполным». [2, с. 148]. П.Ё. Бухаркин, продолжая эту идея, добавил: «…Изучение словесных
памятников религиозной
жизни имеет возможность
прояснить как творчество такого или иного писателя, духовно-нравственные поиски какой-или эпохи, так и единые
пути российского самосознания» [3, с. 5].
Отражение слов Псалтыри в российской литературе
изучает Л.Ф. Луцевич в собственных работах «Псалтырь в литературе» и «Псалтырь в российской поэзии».