23]
23]. У
почти всех писателей встает
духовная надобность в выражении собственных чувств собственно в формах, ближайших к молитвам и псалмам. «Общение, к примеру, Г.Р. Державина и А.Т. Болотова к форме «литературной молитвы»
предписывает на «запасы»
духовной тоски дворян
той эпохи (последней четверти XVIII века) по Богу, по
молитве. Но при всем
том они поют собственные «
псалмы»
достоверно не от себя
самим, а от лица множества. Их духовная поэзия открыто следует обыкновению ветхозаветных псалмопевцев. Но «псалмы» литераторов лишь уныние по псалмам, по реальному славословию
Богу – по молитве.
Они хнычут о своем сословии молитвою человека, отпадшего от ближайшего богообщения. Их стихи «социальны». Они
наполнены позывом пробудиться и вознести песнь к Богу. Державин горел в собственных духовных стихах молитвенным восхищением
делами Божьими, фамилией Божьим, великолепием, премудростью Его. <…> И Г.Р. Державин, и А.Т.
Болотов занимали близкую сделку в
собственных духовных стихах. Главною темою их являлся
всё же не
покаянный тон, а хвалебный,
благодарственный Богу – Создателю. Сквозь это их
христианский голос был обращен к
современникам. И
что, к чему они приглашали, – очнуться от земного, перестать
воздавать хвалу не Создателю, а твари, не всегда
живому, а тленному» [21, с. 186].
Эта духовная позиция писателей и их эстетическая ориентация в собственном творчестве на
образцы слов Священного Писания
органически вписывалась в единый православный контекст эпохи.
Впрочем поэты не ограничивались переложениями Псалтири, обращаясь и к другим библейским словам,
причём, избирая не
только линия интерпретации, а излагая собственные собственные думы,
чувства, свое суждение.
Библейские образы встречаются, к примеру, в парадных образах Ломоносова и Сумарокова, в
стихотворениях Тредиаковского. Несомненными достижениями в данной области считаются
оды «Бог» и «Христос» Г.Р. Державина.
2. Переложения
псалмов в российской литературе XVIII века
Псалтырь занимала главенствующее поза в православном богослужении, была ключевым пособием
при обучении грамоте.
Особенность Псалтыри в том, собственно
она считается собранием молитв, обращений к Богу верующего человека, не находящего в миру успокоения.