В своей практике Сумароков в отличие от Ломоносова почти не
В собственной
одической практике Сумароков в
различие от Ломоносова практически не пользовался библейские топонимы и
образы. Но несмотря на
все вышесказанное весьма популярны и художественно разработаны Сумароковым в одах топосы ада и рая. Ад у
Сумарокова – это манер, интенсивный как библейской, но и античной символикой, значения коей обусловлены интерпретацией греко-римских
представлений о царстве мертвых – царстве
Аида или же Плутона. «Эсхатологические
настроя, заставлявшие существовать в тяжелом ожидании Судного дня и неустанно вычислять его, составляли важную доля традиционного этнического
сознания на протяжении итого
XVIII века». [7, с. 24]. Картины Судного дня и ада,
хотящего поглотить всё живое, представлены у него в нескольких вариантах. Прежде
итого, это ад армейских
сражений –
батальные сцены
обретают черты Судного дня («Ода на победы
государя императора Петра Перьваго»). Данный эсхатологический
манер включает
почти всё
основные ценности, коие присущи сумароковскому аду и в
иных одах: мысль
конечности времени и
понятие о неизбежности
Ужастного Суда; место потустороннего
мира, обязательную фигуру подземного мира – «кончина», коия «
косит размахом», а помимо прочего главный тема, имеющий отношение к делам
связанным с ними, – это прожорливость ада и испуг смертных перёд ним;
наступление хаоса на земле, несоблюдение природного около. Спасение и преображение
мира происходят в момент выхода в свет Петра I, какой устанавливает свою воля как над
естесственным, но и над соцальным мирами, приводя и тот и иной в
состояние гармонии. Историческая космогония
закончена.
Специальная мифологема Сумарокова – ад, предназначенный тиранам. Понятие об специальном месте для
тиранов в аду имеет старинную литературную традицию, начиная с античных авторов. Повелители, живущие для себя и забывающие о
собственных подданных,
эти «злобные мучители» народа
отправятся в «район темную», «подземную». Сценой разгрома
адских сил заканчивается «Ода <…> на первоначальный день новаго 1763 года». Следуя официальной версии,
Сумароков обосновывает нужда переворота
мучениями Российской федерации при Петре III: Екатерина восходит на престол, настает
крышка «
невыносимому горю», «святая правда» спускается с туч на территорию и разметает «неправду прахом», добросовестность веселится, беззаконие трепещет, неправда
оставляет российский престол и укрывается в «адские пещеры».