Мой сайт

Лучший в мире сайт

84]

84]. Профессор А.И. Осипов, говоря о деизме, точно что, собственно в деистической системе «человек совершенно автономен», собственно «для его духовной жизни не требуется практически никакого общения с Богом», собственно деизм всецело отвергает потребность Бога для человека, а это «может повергнуть к прямому богоборчеству» [50, с. 29–30]. Но именно у Державина человек именно и не считается самодовлеющей ценностью, его бытие получает свое осмысление собственно через взаимосвязь с Богом – так собственно ни о каком богоборчестве и речи шагать не имеет возможность: Их душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает. Я есмь естесственно, кушать и Ты! Ты кушать! – Природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум убеждает, Ты кушать – и я уж не ничто! [47, с. 9] Не лишь восславление Разработчика – возвеличивание и человека как проявление во всем мире славы Основателя составляет объект поэтического восхищения Державина. Поставленный Замыслом о мире в середина тварной вселенной, человек, пускай и в небольшой мере, несёт внутри себя отсвет Божия всесовершенства. Молитвенный и ликующий голос феноминального поэта сам собою делается проявлением данного человеческого великолепия. …Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в небольшой капле вод [47, с. 9]. Державин рассматривает человека (как и самого себя) с позиции его места в Замысле, но не в отпадении – стихотворец воспевает человека в том состоянии, в какое он должен вернуться, восстановив взаимосвязь с Богом. Крупица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь созданий связал всех мной [47, с. 10]. «Державин не имеет возможность не чувствовать антиномичности бытия человека, следствия грехопадения. Содержание существования человека, сообразно православному учению, – достижение богоподобия, обожение, закладом чего для поэта становится собственно предназначенное ему пункт в Замысле. Но повреждённость человеческой природы характеризует и его ничто, одновременное великолепию», – к этому выводу приходит М.М. Дунаев [2, с. 195].
Hosted by uCoz