3,13)
3,13). «Свет во тьме
предстоит, и мгла не объяла
его» (Ин. 1,5). «Благовествование наше в гибнувших кушать покровенно» (2 Кор. 4,3). «Единородный Сын, сыйвлоне Отчи» (Ин. 1,18). «Выискивайте прежде Царства Божия, и истины его, и
сия вся
приложится вам» (Мф. 6,33). «Вы есте церкви Бога в добром здравии» (2 Кор. 6,16) [38, т. 4, с.
245].
Христос «всем
подал понятные примеры, как силой отваги и
веры всходить вполне
вероятно к небесам!» И
ещё: Был
повыше всех, – учил быть низшим,
обожать врагов, и сердцем
чистым молил за них
только Божий Сын» [38, т. 4, с. 68]. «Не отсель ли, –
отмечает И.И. Виноградов, – та исключительно Христова эстафета в российской литературе, коию
подхватит Достоевский, ну а в ХХ веке – Борис Пастернак в «
Евангельском цикле»,
заканчивающем роман «Врач Живаго»!» [8, с. 220].
Вот Державин:
Изобразилось
естество,
Незримое всезримым стало
И в человеке Божество,
Как солнце в море воссияло!
[47, с. 68]
А Пастернак в
стихотворении «Гефсиманский сад»:
Он категорически отказался
без противоборства,
Как от вещей, полученных в долг,
От всемогущества и
чудотворства,
И
был и уже
как смертные, как мы.
[55, с. 233]
Ода «Христос» заканчивается поэтической молитвой, обращенной к Искупителю рода людского:
Услышь меня, о Бог любви!
Основатель щедрот и
милосердья!
Не презрь преклоншейся руководители
И сердца грешна дерзновенья
Мне
моего не ставь в вину,
Собственно изъяснить Нас я
тщился, –
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену
[47, с. 69].
Крышка не
космичен, а интимен. Стихотворец обращается к Христу, какой извлек человека из первородного падения.
Повторяющееся риторическое
вопрошание строф «
Кто Ты?» словно не настятельно просит ответа, потому что ответ
единственно в Евангелиях, на
коие поэт
немного ли не сквозь каждую
строку ссылается. Этот проблема – «Кто Ты?» –
обозначение тайны, без ощущения коей вряд ли вполне вероятно истинное религиознее
эмоция. Но «к данной тайне Державин подходит на данный раз не с поэтическим воображением, а с воодушевлением,
восторгом, столь
нередко бывшим необходимым для стихотворцев
екатерининского века» [53, с. 184].
Ода «
Христос»
нашла признательный читательский ответ.