Восшествие на престол Екатерины представлено в образах освобождения россов из
Восшествие на престол Екатерины
представлено в образах освобождения россов из ада и в
иных одах, адресованных императрице («Ода <…> на день ея коронования 1763 года», «Ода Государыне <…> на день ея коронования 1766 года» и т.п.).
В «Одах парадных» есть некоторое
количество поэтических
олицетворений рая, в
создании коих Сумароков опирается
как на традиционные
темы и образы, но и
изобретает неординарные, не характерные для одической практики. В месте «
небесного рая»
проживают добродетельные повелители, становящиеся в последствии смерти небесными патронами Российской федерации. Оказавшаяся в «надсолнечных
кругах»
обитель праведных повелителей,
живущих с Богом в
раю, несомненно
противопоставлена аду для тиранов.
Сумароков не упоминает
Елисейских полей –
райской области подземного
мира для «
благих повелителей»: сумароковский рай находится лишь в «горних местах», организуя одическое место по вертикали. Небесная житье Елизаветы Петровны
считается одним из вещей оды на её погребение (1762). Повествование о вечных «райских радостях», ждущих «дщерь Петрову» на небесах, а и еше о мучениях тиранов в
преисподней выполняют две
необходимые для поэтической мифологии Сумарокова функции: в первую очередь, компенсаторную,
создавая необходимые причины для утешения
россов в печали; во вторую
очередь, дидактическую,
напоминая правителям мира о загробном воздаянии.
Райская мифология Сумарокова
имеет и дольний вариант – райское процветание на земле гарантирует
Екатерина II. Наиболее именитая и растиражированная после этого сумароковская рифма «Екатерина»/ «райска крина» устанавливает прямую подневольность состояния российского
страны от правления императрицы,
отождествляя райский цветочек с российской императрицей.
Темы и образы из Библии встречаются не лишь в парадных одах Сумарокова и его переложениях
псалмов. Сумароков занимался тоже переложениями в стихотворную форму молитв и отрывков из Библии. Так, к
примеру, ему принадлежит перевод в стихи,
наверное, самой именитой молитвы «Отче наш»:
Отче наш,
небесный Повелитель,
Которому
подвластна вся на
свете тварь,
Которому послушна
суша,
море, речки, горки и
леса,
Солнце и месяц, звездное небо, небеса,
Да Твое святится, Боже, имя ввеки,
Да приидет царствие Твое,
И в Твоей да станет воле все местечко
сие…
[41, с.