20–26]
20–26].
Ода «Бог» – «
заглавное духовное стихотворение Державина, в котором религиозное упоение и поэтическое наитие соединились в
порыве охватить взором
мир, отыскав и себя в
нем, в порыве выразить свое сознание Бога, Творца» [53, с.
179].
Ода «Бог» заявляет о Творце Вселенной, о Боге-Основателе,
несомненно, о Триедином Боге: «Без лиц, в
трёх лицах Божества!» И в этом толке к оде «Бог»
примыкает ода «Бессмертие
души» (1796) – с
разбором разных сторон
подтверждения человеческого бессмертия, запёчатлённого в
несложной формуле:
«В добром здравии Бог – в добром здравии душа моя».
Название кого-то из
стихотворений – «Доказательство Креативного бытия» (
1796) заявляет само за себя. Прозрачно
ясен и
итог рассуждений поэта:
Без Творца столь подтянутый мир, великолепный
Сей не может находиться
[47, с. 27].
В 1814 году Г.Р.
Державин сообщает оду «
Христос», в настоящее время менее именитую, чем ода «
Бог».
Как замечает Б.Н.
Романов: «Державинский «Христос» – одна из более «богословских» его од» [53, с. 186].
«В строчках оды, – сообщает О. В Несмиянова, – рассматривается центральная для
христианской догматики мысль –
мысль искупления» [54, с. 123]. Особый заинтересованность эти положения вызывают в взаимосвязи с
тем, что тут практически первый раз в российской литературе представлен юридический
эпизод искупления – искупление как
удовлетворение за грех, наиболее характерное для
западноевропейской идеи.
Эпиграфом к оде стихотворец
поставил слова из Евангелия от Иоанна: Никтоже придет к Основателю, токмо мною» (14: 6). Прописана она была
более трудным языком, чем «Бог», теперь не носила такого космического нрава, а была связана с
тайной человеческой души. Любая строфа данной вдохновенной оды содержит масса параллельных мест Писанию. Для
примера достаточно показать одну из строф оды:
Христос – нас Искупитель всех
От первородного паденья;
Он – Свет, тьмой неотъемлем
ввек;
Но
тмится вовнутрь сердец неверья,
Светясь на
лоне у Основателя.
Христа нашедши, всё находим,
Эдем собственный за
собою водим,
И святилище Его – святы сердца.
[47, с. 68]
Воспользуемся личным
авторским объяснением к оде, и укажем
информаторы одной только приведённой строфы (всего этих источников указывается восемьдесят два): «Христос искупил нас от клятвы
легитимный» (Гал.